ARCHIVE. Last updated: 27.03.2020. Up-to-date information is available on the Bank of Russia website (current version).

Выступление Председателя Банка России Э.С. Набиуллиной на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по бюджету и налогам 13 октября 2014 года

Уважаемые коллеги, добрый день!

Сегодня мы представляем для обсуждения проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов. Подготовка этого документа велась в достаточно непростых условиях.  Первое – это замедление темпов экономического роста. Второе - волатильность и напряженность на валютном и финансовом рынке. И третье – скачок инфляции, который у нас произошел в последнее время. Это все создает достаточно сложные условия для разработки стратегии Основных направлений денежно-кредитной политики.

Мы подготовили три сценария. Я предлагаю начать с базового сценария, на втором слайде.

Слайд 2

Базовый сценарий исходит из предпосылок о постепенном восстановлении роста мировой экономики, незначительном снижении цен на нефть и постепенном разрешении геополитических проблем, снятии в течение 2015 года большей части введенных взаимных санкций и ограничений.

Тем не менее в первой половине 2015 года, на наш взгляд, сохранятся факторы, которые будут ограничивать инвестиционную активность, а инвестиционная активность – это один из ключевых элементов, который может повлиять на тенденции в экономическом росте. Однако по мере нормализации внешнеэкономической ситуации и открытия доступа российским компаниям на мировые рынки капитала инвестиционный спрос будет постепенно восстанавливаться. Вклад в рост инвестиций внесет также реализация крупных инвестиционных инфраструктурных проектов, включая проект сотрудничества с Китаем в сфере экспорта энергоносителей. По нашей оценке,  сокращение инвестиций в основной капитал прекратится в 2015 году, а в 2016–2017 годах темпы роста инвестиций будут постепенно увеличиваться.

Введенные в августе 2014 года ограничения на ввоз определенных видов продовольственной продукции создадут условия для импортозамещения. Темпы роста импорта будут оставаться низкими в 2015 году. При этом в условиях невысоких темпов роста мировой экономики, внешнего спроса и снижения цен на энергоносители существенного повышения темпов роста экспорта не ожидается. 

Динамика экспорта и импорта под воздействием этих факторов обусловит снижение положительного сальдо текущего счета до 15 млрд. долларов в 2017 году, при этом отток частного капитала будет постепенно сокращаться.

В базовом сценарии мы ожидаем ускорение роста ВВП с 0,4% в 2014 году (это наши оценки на этот год) до 1,0% в 2015 году, 1,9% в 2016 году и до 2,3% в 2017 году.

При этом инфляция постепенно снизится до 4,5–5,0% по итогам 2015 года (еще раз подчеркну, что это в условиях достаточно оптимистичных предпосылок базового сценария) и до 3,7–4,2% в 2016–2017 годах.

Рост потребительских цен будет замедляться по мере того, как будет исчерпываться влияние на цены  тех внешних факторов, которые в первой половине и в середине этого года играли большую роль, и мы также ожидаем, что стабилизируется и динамика валютного курса. По мере стабилизации и последующего снижения инфляционных ожиданий в течение 2015 года в базовом сценарии предполагается постепенное смягчение денежно-кредитной политики. И чем более выраженной будет тенденция к снижению инфляции и инфляционных ожиданий, тем более мягкой может быть денежно-кредитная политика.

Слайд 3

Помимо базового сценария, основанного на достаточно оптимистичных предпосылках, мы подготовили еще два сценария, альтернативных, - II и III. Они  основаны на более негативных предпосылках.

Сценарий II предполагает сохранение обоюдных санкций и внешнеторговых ограничений на протяжении всего рассматриваемого периода. Это приведет к некоторому усилению оттока капитала, что будет сопровождаться и соответствующей курсовой динамикой. При этом изменение курса рубля, с одной стороны, частично компенсирует негативное влияние внешних условий, поддерживая конкурентоспособность российских производителей и способствуя активизации импортозамещения, однако, с другой стороны, это приведет к повышению инфляционного давления. Сценарий II нами разрабатывался также с учетом возможного повышения налоговой нагрузки. В связи с тем, что правительство приняло решение по данному вопросу, мы планируем доработать этот сценарий. По этому сценарию у нас ожидаются меньшие темпы прироста ВВП, чем в базовом сценарии (вы это видите на слайде), и более медленное снижение инфляции. Мы на уровень 4,0% выходим к 2017 году.

Сценарий III предполагает дополнительно ко II сценарию более существенное снижение цен на нефть — до 87 долларов США за баррель в 2017 году. Темп прироста ВВП в этом сценарии замедлится менее чем до 1%. Данный сценарий предполагает использование средств Резервного фонда в рамках действующих бюджетных правил для стабилизации ситуации в экономике. В результате бюджетная политика, на наш взгляд, внесет более выраженный положительный вклад в динамику совокупного спроса.

В сценариях II и III снижение инфляции до среднесрочного целевого уровня 4,0% потребует больше времени, чем в базовом сценарии,- мы считаем возможным достижение этого уровня в 2017 году. По прогнозу инфляция составит 6–6,5% в 2015 году, 4,5–5,0% в 2016 году и 4,0–4,5% в 2017 году.

В обоих альтернативных сценариях Банк России будет уделять повышенное внимание обеспечению финансовой стабильности, недопущению снижения доверия к национальной финансовой системе и национальной валюте. Для этого мы будем готовы использовать дополнительные инструменты, в том числе нестандартные, не применявшиеся до сих пор.

В настоящее время Банк России также прорабатывает так называемый стрессовый сценарий - экстремальный сценарий, если хотите, который предполагает резкое и более существенное падение цены на нефть на прогнозном горизонте. Мы рассматриваем возможность включения этого сценария дополнительно в Основные направления на следующем этапе их доработки. Прорабатывая этот сценарий, мы, тем не менее, считаем, что вероятность его реализации невысока. Однако такой сценарий, на наш взгляд, необходимо проработать.

Слайд 4

Поскольку сегодня мы обсуждаем проект федерального бюджета на предстоящие три года, хотелось бы отдельно затронуть вопрос соотношения базового сценария Банка России и базового сценария Минэкономразвития России. В целом они близки по ключевым предпосылкам и прогнозируемым траекториям изменения большинства ключевых макроэкономических показателей. Однако я хотела бы сказать, что наш базовый сценарий самый оптимистичный из всех трех сценариев, а базовый сценарий Минэкономразвития – самый пессимистичный.

Прогнозировать достаточно сложно в условиях высокой неопределенности. Мы должны это учитывать и понимать, что мы прогнозируем и строим различные сценарии при разных предпосылках. По базовому прогнозу Минэкономразвития  цена на нефть марки Urals в течение ближайших трех лет составит 100 долларов США за баррель. В прогнозе Банка России мы закладываем последовательное снижение среднегодовой цены на нефть марки Urals со 105 до 102 долларов в 2017 году. Многие могут сказать, что 105 - это уже нереальный сценарий  для начала прогнозирования, потому что сейчас цены ниже. Но цены на нефть достаточно волатильны и у нас с вами всегда есть желание прогнозировать исходя из их текущей динамики. Напомню, что еще летом цена на нефть была больше 110 долларов. И в базовый прогноз мы закладываем среднегодовую цену на нефть на 2015 год, она будет чуть ниже среднегодовой цены за 2014 год. Далее мы прогнозируем постепенное небольшое снижение среднегодовой цены на нефть. Если будет необходимость, при внесении окончательного проекта документа в Госдуму мы пересмотрим базовые предпосылки по цене на нефть. 

Следующее отличие прогноза Минэкономразвития -  инфляция в 2015 году составит 5,0-6,0%, что выше прогноза Банка России. Наши предпосылки связаны с тем, что мы ожидаем исчерпания тех факторов, которые вызвали повышение инфляции в этом году, и в базовом варианте сценария мы предполагаем, что мы достигнем 4-4,5% инфляции.

По нашим оценкам, разница в основных параметрах федерального бюджета, рассчитанных исходя из прогноза Минэкономразвития (именно так рассчитывался проект бюджета) и если бы он рассчитывался на базе прогноза Банка России, также невелика. Дефицит федерального бюджета в 2015-2017 годах будет оставаться на невысоком уровне. Мы приветствуем политику, направленную на обеспечение устойчивости государственных финансов, особенно учитывая долгосрочные риски, связанные, во-первых, с демографической ситуацией, во-вторых, с нарастанием нагрузки со стороны пенсионной системы, в-третьих, с возможным снижением нефтегазовых доходов. Эти долгосрочные риски есть, и поэтому, на наш взгляд, очень важно сохранять долгосрочно консервативный подход к формированию бюджета. При этом необходимо продолжить работу по повышению эффективности расходования бюджетных средств, особенно в части инвестиционных проектов, с тем чтобы в структуре бюджета повышались те расходы, которые имеют мультиплицирующий эффект на темпы экономического роста.  Это будет также косвенно влиять на денежно-кредитную политику и на возможность ее смягчения.

Вклад Банка России в создание условий для структурных изменений в экономике мы видим в снижении и поддержании инфляции на устойчивом низком уровне. Во-первых, нам нужно снизить до низкого уровня инфляцию, а во-вторых, стараться удержать ее на этом уровне.

В 2014 году Банк России заканчивает многолетнюю работу по переходу к режиму таргетирования инфляции и с 2015 года намерен проводить денежно-кредитную политику в рамках данного режима.

Почему Банк России, несмотря на сложившуюся непростую ситуацию и высокую неопределенность ее дальнейшего развития, волатильность финансовых, валютных рынков, не отказывается от поставленных ранее целей?

Слайд 5

Первая и, наверное, самая основная для нас причина – почему мы считаем важным снижение инфляции: согласно опросам населения, для примерно 70% россиян инфляция не только остается проблемой номер один, но и становится все более острой. Здесь на слайдах видно, что значение всех других параметров, всех других проблем, которые беспокоят россиян, снижается, а значение инфляции растет. Это, пожалуй, один из очень тревожных факторов.

Высокая инфляция съедает заработные платы и пенсии, обесценивает сбережения. Для того, чтобы люди не боялись сберегать, были уверены в своем финансовом будущем, могли спокойно осуществлять организованные сбережения (а организованные сбережения - это условия для формирования длинных источников инвестиций и, в свою очередь, для того, чтобы создавались условия для экономического роста), мы считаем принципиально важным вести политику, направленную на снижение инфляции.

Сейчас очень многих беспокоит, и обоснованно беспокоит, проблема дорогих кредитов в российской экономике. Действительно, процентные ставки по кредитам, особенно на инвестиционные цели, высокие. Но надо понимать, что, как правило, именно инфляция задает вот эту нижнюю планку ставок по депозитам и кредитам. Почему? Потому что и население и предприятия не понесут свои сбережения в банки, если процентная ставка не будет хотя бы покрывать инфляцию. В свою очередь, банки, которые являются финансовыми посредниками, не предоставят кредиты по ставке ниже, чем ставка, которую они платят по привлеченным средствам от населения и предприятий. И наш опрос банков показал, что когда задают вопрос о нашей ключевой ставке, спрашивают: если бы мы снизили ключевую ставку, снизили ли бы ставку по кредитам многим предприятиям банки? Банки отвечают отрицательно, потому что есть проблема чрезмерной задолженности предприятий в некоторых отраслях и высоких рисков. И, безусловно, основой для снижения ставок по кредитам является снижение инфляции. Однако этого недостаточно: важны изменения и в самом реальном секторе, необходимо снижение рисков заимствования для того, чтобы ставка по кредитам снижалась.

Еще три минуты…

Должен быть отбор эффективных проектов, конкуренция за эффективные проекты, и снижение ставок, основанное на снижении инфляции, что позволит финансировать инвестиционные проекты.

Слайд 6

Совершенно очевидно, что инфляция под воздействием внешних непредвиденных факторов в этом году будет выше, чем мы прогнозировали. К сожалению, она будет на уровне 8%, но у нас есть все основания и предпосылки для того, чтобы в среднесрочной перспективе снижать инфляцию.

При этом мы считаем важным зафиксировать наши цели по инфляции в среднесрочном периоде на уровне 4,0%. На наш взгляд, этот уровень адекватен состоянию российской экономики: с одной стороны, способствует необходимым ей изменениям, с другой стороны, – стимулирует инвестиционные процессы.

На шестом слайде вы видите наши прогнозы по инфляции по сценариям. Я не буду на них останавливаться.

Слайд 7

И на седьмом слайде, если будет желание, можно посмотреть на мировой опыт, как формулируются цели по инфляции и какая фактическая цель. И здесь, на наш взгляд, такие цели по инфляции, которые мы задаем, - они вполне соответствуют и мировому опыту.

Таргетирование инфляции позволит нам лучше управлять процентными ставками.

Слайд 8

На восьмом слайде показано, что управление процентными ставками в рамках режима таргетирования инфляции позволяет создать более предсказуемые экономические условия для наших предприятий. Процентная ставка становится уже не такой волатильной на денежном рынке и, соответственно, позволяет экономике иметь более предсказуемые условия.

Мы при этом не собираемся снижать инфляцию достаточно быстрыми темпами, будем исходить из того, какая ситуация в экономике, не будем создавать излишнее давление на экономический рост. Текущее замедление экономического роста, на наш взгляд, связано со структурными ограничениями. И на последних слайдах (слайды 9, 10, 11, 12) несколько доказательств этого фактора - того, что структурные ограничения сдерживают экономический рост и нужно в первую очередь заниматься расшивкой узких мест.

Хотела бы сказать, что проект Основных направлений размещен на официальном сайте Банка России. Мы сейчас его обсуждаем его с экспертами, аналитиками, рассмотрели этот документ на заседании правительства. По результатам в том числе и сегодняшнего обсуждения будем готовы дорабатывать этот документ и окончательно выносить на рассмотрение в Государственную Думу.

Спасибо большое за ваше внимание!

13 October 2014

× Закрыть