ARCHIVE. Last updated: 27.03.2020. Up-to-date information is available on the Bank of Russia website (current version).

Situation in financial markets and stabilisation measures

Amid the increased volatility, the Bank of Russia is closely monitoring the developments in the financial market.

Today, the Russian financial system is better prepared for external shocks than in 2014–2015. The banking sector, as well as the financial system in general, have accumulated capital and liquidity buffers, both in rubles and in the foreign currency. The amount of external and domestic foreign currency-denominated debt has decreased in the recent years. The fiscal rule largely protects the budget from oil price swings.

The weakening of the ruble, caused by changes in external conditions (the coronavirus epidemic spread and the worsening situation in the oil market), is a significant but short-term proinflationary factor. Inflation will return to the Bank of Russia’s target from the low levels of the recent months faster than previously forecast.

However, the pronounced and prolonged slowdown in the global economy, the increased uncertainty, the observed tightening of monetary conditions, and their impact on domestic demand may become material disinflationary factors over the medium-term horizon.

The Bank of Russia will comprehensively consider the effect of the recent changes on the medium-term forecast of inflation, inflation expectations and economic developments and assess the risks of sustainable deviation of inflation from the target over the forecast horizon.

Information and analytical commentary “Consumer price dynamics”, February 2020

The Bank of Russia has taken a number of measures to stabilise the situation and mitigate the negative impact on the financial system and the economy:

On 20 March 2020, the Bank of Russia Board of Directors decided to keep the key rate at 6.00% per annum. For details, see...

Statement by Bank of Russia Governor Elvira Nabiullina in follow-up to Board of Directors meeting 20 March 2020

On 13 March 2020, the Bank of Russia has decided to hold a fine-tuning repo auction in the amount of 500 billion rubles, given the fluctuations of exchange rates and financial asset prices in Russian and global financial markets as well as the actions taken by central banks of other countries over the course of this week. For details, see ...

The Bank of Russia Board of Directors took a decision not to apply from 1 March 2020 to 30 September 2020 add-ons to risk weights to foreign currency-denominated loans issued during that period to manufacturers of pharmaceuticals, medical products and equipment, as well as to investment in foreign currency-denominated debt securities of such organisations made during the above-mentioned period.

On 10 March 2020, the regulator decided to start pre-emptive foreign currency sales in the domestic market under the fiscal rule, taking into account the current oil price and its impact on the operations of the National Wealth Fund (NWF) in April. For details, see ...

As part of the operations to provide liquidity for the banking sector, we have held a repo auction in the amount of 500 billion rubles and increased the limit on FX swaps. The Bank of Russia will continue to monitor the situation to adjust the amount of operations. For details, see ...

In addition, due to the increased volatility in the FX and securities markets, the regulator has introduced temporary (until 30 September 2020) regulatory easing for banks. These measures are intended to help the transport and tourism sectors overcome the difficult period and to stimulate lending to producers of medical goods, the demand for which has recently increased. For details, see ...

Comments by Ksenia Yudaeva, First Deputy Governor of the Bank of Russia, for the Russia 24 TV channel on 10 March 2020

On 9 March 2020, the Bank of Russia decided not to purchase foreign currency in the domestic market under the fiscal rule over the course of the next 30 days. For details, see ...

The Bank of Russia has sufficient instruments to support financial stability and is prepared to promptly use them if the situation so requires.

This page may be updated if new information is received.

20 March 2020

× Закрыть

Ситуация на финансовых рынках и стабилизационные меры

Правительство и Банк России разработали пакет экономических мер для борьбы с последствиями пандемии COVID-19 и волатильности на финансовых рынках. Пакет мер направлен на достижение трех целей: обеспечение финансовой стабильности, устойчивости секторов и отраслей экономики и меры по поддержке регионов и населения.

Меры Банка России предполагают: поддержание ликвидности банковского сектора, мониторинг состояния приоритетных отраслей и системообразующих предприятий, регуляторные послабления, снижающие риски, связанные с долговой нагрузкой компаний.

Подробнее смотрите в совместном заявлении Правительства Российской Федерации и Банка России от 17 марта 2020 года.

На фоне повышенной волатильности  Банк России внимательно следит за развитием ситуации на финансовом рынке.

Сейчас российская финансовая система готова к внешним шокам лучше, чем в 2014–2015 годах. В банковской и в целом финансовой системе накоплены буферы и капитала, и ликвидности, как рублевой, так и валютной. Объем внешнего и внутреннего валютного долга в последние годы снизился. Бюджетное правило в значительной степени изолирует бюджет от колебаний цен на нефть.

Вызванное изменением внешних условий (распространение эпидемии коронавируса и ухудшение ситуации на рынке нефти) ослабление рубля является существенным, но краткосрочным проинфляционным фактором. Инфляция с низкого уровня последних месяцев будет возвращаться к цели Банка России быстрее, чем прогнозировалось ранее.

Однако выраженное и продолжительное замедление мировой экономики, а также влияние возросшей неопределенности и произошедшего ужесточения денежно-кредитных условий на динамику внутреннего спроса могут стать значимыми дезинфляционными факторами среднесрочного характера.

Банк России будет комплексно рассматривать влияние произошедших изменений на среднесрочный прогноз динамики инфляции, инфляционных ожиданий и развития экономики и оценивать риски устойчивого отклонения инфляции от цели на прогнозном горизонте.

Информационно-аналитический комментарий Банка России «Динамика потребительских цен», февраль 2020 года

Банк России принял ряд мер для стабилизации ситуации и смягчения негативных эффектов для финансовой системы и экономики:

20 марта 2020 года Совет Директоров Банка России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 6,00% годовых. Подробнее...

Заявление Председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной по итогам заседания Совета директоров 20 марта 2020 года

Также Банк России утвердил пакет мер по поддержке граждан, экономики и финансового сектора в условиях пандемии коронавируса. Подробнее...

19 марта 2020 года Банк России принял решение провести очередной аукцион репо «тонкой настройки». В целях повышения возможностей кредитных организаций по управлению собственной ликвидностью и сохранения условий по формированию ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки проводится и депозитный аукцион «тонкой настройки». Объем каждого проводимого аукциона — 500 млрд рублей. Подробнее...

Также начата продажа иностранной валюты на внутреннем рынке в связи с продажей Банку России иностранной валюты из Фонда национального благосостояния (ФНБ) для оплаты приобретаемого пакета акций ПАО Сбербанк. Разработанный Банком России механизм продаж призван усиливать стабилизирующее действие бюджетного правила при низких ценах на нефть и тем самым способствовать экономической и финансовой стабильности. Подробнее...

13 марта 2020 года, принимая во внимание произошедшие в течение текущей недели колебания обменных курсов и цен финансовых активов на российском и глобальном финансовых рынках, а также действия центральных банков других стран, Банк России принял решение провести аукцион репо «тонкой настройки» в объеме 500 млрд рублей. Подробнее...

Совет директоров Банка России принял решение не применять с 1 марта 2020 года по 30 сентября 2020 года надбавки к коэффициентам риска по предоставляемым в указанный период валютным кредитам организациям, производящим лекарственные средства, материалы и оборудование, применяемые в медицинских целях, а также по осуществленным в указанном периоде вложениям в номинированные в иностранной валюте долговые ценные бумаги соответствующих организаций.

10 марта 2020 года принято решение провести упреждающую продажу иностранной валюты на внутреннем рынке в рамках реализации механизма бюджетного правила с учетом фактически складывающейся цены нефти и ее влияния на операции Фонда национального благосостояния (ФНБ) в апреле. Подробнее...

В рамках операций по предоставлению ликвидности банковскому сектору проведен аукцион репо в объеме 500 млрд рублей, увеличен лимит операций «валютный своп». Банк России будет отслеживать ситуацию, чтобы уточнять объемы операций. Подробнее...

Также на фоне повышенной волатильности валютного и фондового рынков вводятся временные (до 30 сентября 2020 года) регуляторные послабления для банков. Эти меры должны помочь в сложный период отраслям транспорта и туризма и стимулировать кредитование производителей медицинских товаров, спрос на которые вырос в последнее время. Подробнее...

Комментарий первого заместителя Председателя Банка России Ксении Юдаевой для телеканала «Россия 24», 10 марта 2020 года

9 марта 2020 года принято решение не осуществлять покупку иностранной валюты на внутреннем рынке в рамках реализации механизма бюджетного правила на 30 дней. Подробнее...

Банк России имеет полный набор инструментов для поддержания финансовой стабильности и готов их оперативно задействовать, если этого будет требовать ситуация.

Страница может дополняться по мере появления новой информации.

20 марта 2020 года

× Закрыть